Дорога из битого кирпича своими руками: пошаговая инструкция

Грунтовая дорога своими руками: дешево и надолго

Пользователи портала делятся проверенными «пирожками» надежной подъездной дороги к загородному участку.

В первой части статьи мы рассказали о том, как недорого укрепить грунтовую дорогу с помощью извести, жидкого стекла и цемента. Эти «дедовские» способы, хоть и малораспространены, но дают отличные результаты при грамотном применении. Тема сегодняшней статьи — традиционная методика строительства подъездных путей на базе геотекстиля, песка и щебня.

  • Для чего нужен геотекстиль в основании грунтовой дороги.
  • Правильный «пирог» подъездной дороги к участку для тяжелого транспорта.

Строительство подъездной дороги с использованием геотекстиля

Суглинки, глины, торфяники традиционно считаются проблемными грунтами. При избытке влаги и отсутствии водоотведения, весной и осенью они превращаются в непролазное месиво.

О несущей способности такого грунта и подъездной дороги говорить не приходится. Результат — машины не могут проехать, вязнут, тонут, а для проезда тяжелогруженой строительной техники приходится ждать заморозков или летних месяцев.

Хотя, если взять Подмосковье, то даже летом, стоит пройти затяжным дождям, как подсохшие грунтовки «расплываются» и застройщикам приходится ломать голову как по ним проехать.

Чтобы решить проблему подъездных дорог, соседи по участкам обычно сбрасываются, заказывают бульдозер и снимают верхний слой раскисшего грунта, пока не доходят до твёрдого основания. Затем засыпают дорогу бетонным и кирпичным боем, строительным мусором или кладут дорожные ж/б плиты, сыплют песок, асфальтовый скол в надежде, что всё это станет надёжной и долговечной грунтовкой.

Практика показывает, что всё это ненадолго. Всё, что насыпано — постепенно тонет в грунте. Через один-два года ремонт дороги приходится повторять заново, а это — новые траты. На вопрос, почему используется такая технология, связанная с большим объёмом земляных работ и не дающая качественного результата, люди отвечают — так делают все. Застройщики полагают, что «пирог» грунтовки можно опереть только на твердый грунт, как бы глубоко он не залегал.

А что делать, если подъездная дорога проходит по торфянику толщиной в 1.5-2 метра – снимать весь этот слой, а потом засыпать выработку десятками и сотнями кубометров строительного мусора? Об экономической целесообразности данного метода речи не идёт. Тем не менее выход есть — это геотекстиль.

Геотекстиль — синтетический материал, который при строительстве дорог на слабых основаниях разделяет слои, препятствуя проникновению в грунт инертных материалов отсыпки — песка и щебня. Также геотекстиль распределяет нагрузку от вышележащих насыпных слоёв на грунт, армируя основание.

Это обеспечивает устойчивость всего «пирога» грунтовой дороги и позволяет исключить такой этап, как масштабное снятие грунта и его замену на бетонный или кирпичный бой, асфальтовый скол и т.д.

Плюс геотекстиля в том, что при обустройстве подъездных путей его можно стелить даже на траву, т.е. на почвенно-растительный слой, не снимая его, а это упрощает все работы.

Необходимость обустройства грунтовки возникла после того, как после дождя на ней завяз грузовик с песком. Мои строители предложили уложить на подушку из песка б/у дорожные плиты, а когда я им сказал, что это не вариант, и нужен геотекстиль + щебень, они заявили, что ничего из этой затеи не получится. Рабочие сильно удивились, когда дорога прошла испытания нагруженными грузовиками после того, как два дня лил проливной дождь.

«Пирог» дороги Policond следующий:

  • Снятие плодородного слоя толщиной 25 см. Примечание: этот этап можно было пропустить, т.к. сначала делалась планировка под укладку плит, от которых в итоге отказались.
  • Укладка геотекстиля плотностью 300 г/кв. м.
  • Укладка щебня фракции 20-40, толщиной 25 см, под дальнейшую трамбовку.

По словам пользователя, на строительство ушло в три раза меньше средств, чем если бы уложили дорожные плиты, как предлагали рабочие. Кроме этого, практика показывает, что «народный» метод укладки б/у дорожных плит экономически не выгоден. Плиты, из-за неравномерной усадки грунта — нестабильного основания, при проезде тяжелого транспорта покрываются трещинами, ломаются, из них начинает торчать арматура, которая прокалывает шины автомобилей.

В итоге плиты приходится демонтировать и думать, куда пристроить этот бетонный лом. Также по плитам в дальнейшем не получится сделать покрытие из брусчатки, например, под парковку.

«Пирог» дороги к участку для проезда грузовиков

Итак, главный компонент надёжной и относительно бюджетной подъездной дороги (которую не придётся каждый год ремонтировать) к участку — геотекстиль. Но не менее важны вышележащие слои — песок и щебень, а также финишный слой. Например, асфальтовая крошка или отсев.

Я озадачился вопросом, как сделать подъездную дорогу к участку. Хочется и недорого, и надежно. Причём, т.к. начинается строительство, по ней будет ездить тяжелая техника. Поэтому дорога должна выдержать эту нагрузку так, чтобы затем её не переделывать. Появилась следующая идея по «пирогу» конструкции:

  • Снять плодородку на глубину 10 см до суглинка.
  • Сделать выемку под дорогу глубиной 5 см и шириной 3 м.
  • Уложить геотекстиль плотностью 200-250 г/кв. м.
  • Уложить и распределить по геотекстилю мытый песок толщиной 5 см и пройтись по нему катком или, что правильно, виброплитой.
  • Уложить георешетку с ячейкой 20 см.
  • Засыпать вторичный бетонный бой (щебень из лома бетона) фракции 20-40 на высоту выше, чем георешетка на 5 см. Утрамбовать.
  • Насыпать гранитный щебень фракции 5-20. Утрамбовать.

Kidim1975 попросил пользователей портала оценить его задумку и, если нужно, прокомментировать правильность «пирога».

В вышеописанной схеме пункт 2 лишний. Песок лучше использовать не мытый, а гравелистый, крупной или средней фракции, карьерный. Толщина слоя песка от 10 см. Что касается георешетки, то нужно считать рентабельность её использования. Также для устройства дороги оптимальнее применять гранитный щебень. Если финишным слоем насыпать отсев, то это увеличит срок службы дороги.

По мнению Groundworkturf, хотя производители и продавцы говорят, что применение георешетки позволяет экономить около 50% заполнителя ячеек — гранитного щебня фракции 20-40, на самом деле экономия щебня составляет примерено 25-30%.

Отсюда: экономическую выгоду от применения георешетки можно легко подсчитать, зная её стоимость и цену щебня. Если стоимость георешетки значительно меньше 30% стоимости щебня, то есть смысл в её использовании. Также заполнение георешетки щебнем требует ручного труда, а это увеличивает трудоёмкость работ.

Важно: щебень, в отличие от гравия, имеющего гладкие края, или вторичного бетонного боя, обладает эффектом заклинивая. Кроме этого, гранитный щебень — прочный и долговечный материал. В идеале крупный щебень нужно расклинить щебнем мелкой фракции, а затем на слой мелкого щебня уложить отсев, который уже расклинит мелкий щебень.

В итоге «пирог» подъездной дороги для проезда тяжелого транспорта может выглядеть так:

  • геотекстиль плотностью 300 г/кв. м;
  • песок — минимум 10 см;
  • гранитный щебень фракции 20-40 — минимум 15 -25 см;
  • гранитный щебень фракции 5-20 — минимум 5-10 см для расклинивания предыдущего слоя щебня;

Дополнительно, как финишное дорожное покрытие:

В результате «мозгового штурма» Kidim1975 нарисовал следующую схему правильной подъездной дороги.

Кроме этого, прилагается схема съезда с дороги, которая находится выше, чем основная дорога примерно на 1 метр и водоотвод с соответствующим уклоном.

Дренаж, или водоотводящие канавы являются обязательным компонентом при устройстве подъездной дороги, иначе вода будет застаиваться и размывать грунт под песчано-щебеночной подушкой. Это особенно важно в период снеготаяния и выпадения обильных дождей.

Подведение итогов: при самостоятельном устройстве дороги главное – избежать соблазна сделать её, руководствуясь принципом «и так сойдёт», выбирая материалы подешевле, т.к. переделки всегда обходятся дороже. Поэтому, прежде чем строить подъездные пути, следует изучить информацию на портале и, при возникновении вопросов, задать их специалистам.


Что можно сделать из битого кирпича

Кирпич, как строительный материал, используется уже много веков. Бой кирпича получается при сносе старых кирпичных зданий и инженерных сооружений, а также при отбраковке дефектных изделий непосредственно на заводах. Небольшой процент боя неизбежно возникает и при выполнении кладки.

В любом городе множество отслуживших свой срок зданий, большинство пятиэтажных “хрущёвок”, по которым пока только в Москве принята жилищная программа переселения жильцов со сносом старых строений, тоже кирпичные. Получаются огромные объёмы боя бетона и кирпича. Утилизировать это сырье, как это, в основном, происходило раньше убыточно и нецелесообразно, поэтому появляется всё больше предприятий и производств, на которых с применением специального оборудования происходит измельчение сырья.

Полученный вторичный материал может с успехом использоваться во многих сферах строительства. Рассмотрим, что такое вторичное кирпичное сырьё и где его можно применить.

Виды вторичного кирпичного сырья

Кирпичный бой сохраняет все основные свойства первичного материала. Существуют следующие виды боя:

  • керамический, отличается небольшим влагопоглощением, хорошими показателями по морозостойкости и высокой плотностью. Вес м³ из сплошного исходного сырья 2000, а пустотелого до 1400 кг;
  • силикатный, обладает низкой морозостойкостью и хорошо впитывает влагу. Вес м³ камешков из материалов, не содержащих пустот 1,8…1,95 т, а вес из пустотелых изделий от 1,1 до 1,6 т;
  • шамотный, характеризуется высокими огнеупорными свойствами и малой способностью впитывания влаги.

Бой строительного кирпича, по крупности полученных камешков, разделяется на следующие фракции:

  • мелкая — ≤ 20-ти мм:
  • средняя — 20…40 мм:
  • крупная — от 40-ка до 100-а мм.

Перед разделением на фракции с помощью специальных сит, сырье тщательно очищается от посторонних включений и мусора. В индивидуальном строительстве зачастую может применяться неочищенный кирпичный бой, содержащий части разных видов кирпичных материалов, бетонные включения и арматуру.

Теплопроводность всех рассмотренных разновидностей характеризуется близкими значениями.

Повышение спроса на лом обусловлена следующими причинами:

  • постоянным ростом уже и так достаточно высокой стоимости заполнителей (щебня, гравия, природного песка, керамзита и прочих);
  • в процессе выполнения кладки всегда образуется бой кирпича;
  • на многих участках, приобретённых для индивидуального строительства, имеются отслужившие свой век старые постройки, мешающие новому строительству и подлежащие непременному демонтажу. Проще применить полученное вторичное сырьё, чем понести дополнительные финансовые затраты по его вывозу с участка;
  • постоянный рост в городской черте строений, подлежащих разборке.

Имеющиеся плюсы и минусы использования

  • бросовая стоимость после разборки строений из кирпича своими руками и значительно более низкая, по сравнению с другими заполнителями, при покупке готового лома;
  • достаточно высокие показатели по прочности, выше чем у ячеистого бетона и древесины;
  • хорошая тепло-, звукоизоляция и морозостойкость;
  • негорючесть и не поддерживание активного горения;
  • возможность применения вне зависимости от погодных условий;
  • бой кирпича обеспечивает хороший дренаж;
  • экологичность, обусловленная изготовлением из натуральных природных составляющих, с обеспечением 100 % безопасности для человеческого здоровья и отсутствие негативного влияния на окружающую среду;
  • небольшой вес материала, не требующий использования специальных технических средств и обуславливающий простоту и скорость доставки к месту укладки.

Недостатки: использовать для кладки стен можно, но работа отличается высокой трудоёмкостью и длительностью по времени, каждый кирпичик придётся очищать от остатков старого раствора. Так же налицо значительное увеличение расхода нового строительного раствора и обязательное усиленное армирование кладки, во избежание возникновения трещин.

Что можно сделать из вторичного материала

  1. Устройство тепло- и звукоизоляционной засыпки при устройстве колодцевой кладки стен. Часто используется силикатная крошка.
  2. При строительстве местных дорог, в качестве основания под основное покрытие, особенно в болотистых районах. Поверх лома засыпается гранитная щебёнка, по которой укладывается асфальт. На таких дорогах допустима добавка очищенной фракционной крошки при приготовлении асфальтовой смеси. Зимой и поздней осенью временные дороги в сельской местности можно сооружать полностью из битого кирпича.
  3. Отсыпка дороги к загородным участкам керамическим боем, засыпка ям и выбоин при ремонте построенной действующей дороги.
  4. Укрепление почвы на крутых склонах.
  5. Применять в качестве дренажных слоёв в заболоченных грунтах, подстилающего слоя в траншеях при прокладке инженерных коммуникаций.
  6. Используют при заливке отмосток по периметру зданий.
  7. Временная дорога из битого кирпича к строительным площадкам. Такой подъезд прослужит несколько лет, а потом может использоваться в качестве основания под укладку постоянного покрытия.
  8. Крупные куски керамических изделий хороши при выполнении различных ландшафтных работ. Можно построить альпийскую горку, используя лом в качестве укреплённого основания, оформить садовые клумбы, берега сухого ручья или садовые дорожки. Для отсыпки дорожек используются мелкие фракции, а из средних и крупных можно выложить оригинальные узоры и композиции, утрамбовав крошку в уплотнённую песчаную подготовку или цементно-песчаный раствор. При этом можно использовать лом только клинкерного, гиперпрессованного или высокомарочного керамического кирпича, что гарантирует долговечность покрытия.
  9. Долговечную дорогу к участку, при отсутствии значительных нагрузок способную прослужить более 10-ти лет, можно получить при использовании обломков клинкерного материала.
  10. Раздробленный на различные фракции шамотный материал используется как заполнитель в огнеупорных растворах.
  11. Для изготовления габионов — заполненные каменным бутом и битым кирпичом прямоугольные ящики из стальных сеток.
  12. Замене части щебня кирпичным боем при приготовлении бетонных смесей. Бетон высокого класса получить не удастся, но для неответственных сооружений такую смесь можно использовать при соблюдении следующих условий:
    • пригоден только керамический лом:
    • обязательно разбивать куски при помощи кувалды до среднего измельчения;
    • допустимо добавлять не более 1/3 от объёмов щебня;
    • такой бетон сосредотачивать в середине конструкций, для уменьшения влагопоглощения.
  13. Фундамент из битого кирпича недопустимо устраивать под жилые здания, но можно под различные хозяйственные постройки неответственного назначения, заборные ограждения, площадки для отдыха, беседки и т.д. Часто битый кирпич используется при установке столбов заборов. Для этого после установки столба, в яму с установленным столбом засыпается бой кирпича, уплотняется и заливается цементным раствором. Это простое, надёжное, долговечное и дешёвое решение.

В заключение: вторичное кирпичное сырье, в силу дешевизны материала, рационально использовать, но только при сооружении конструктивов без обязательного соответствия требованиям ГОСТ и строительных норм и правил.

Благоустройство садового участка своими руками: дорожка из битого кирпича

Дорожки — важный элемент благоустройства территории загородного участка. Классические материалы для выполнения работ — тротуарная плитка и природный камень — довольно дорогостоящие варианты. Существенно сэкономить средства позволяет отсыпка дороги из битого кирпича. Сделать её можно своими руками, поскольку процесс не отличается особенной сложностью.

Необходимые инструменты и материалы

Основной материал для изготовления данного варианта садовой дорожки — лом кирпича, оставшийся после строительства дома или разборки ненужного старого здания. Для получения качественного, плотного покрытия обломки дополнительно дробят специальными механизмами либо вручную кувалдой или молотом. Рекомендуемый размер фракций — от 10 до 70 мм. Для дорожек на участке рекомендуется использовать силикатный кирпич, который устойчив к воздействию влаги.

Для работы также понадобятся:

  • рулетка;
  • колышки и верёвка;
  • штыковая и совковая лопата;
  • резиновый или обычный молоток;
  • цемент и песок для приготовления бетонной засыпки;
  • металлические прутья;
  • мелкий щебень;
  • геотекстиль;
  • целый кирпич для бордюра.

Пошаговая инструкция

Работа по монтажу дорожки состоит из следующих действий:

  1. С помощью колышков и верёвки делают разметку. Затем снимают грунт на высоту 25 см.
  2. Подготовленную траншею заполняют слоем песка высотой 3 см и застилают геотекстилем.
  3. Насыпают дренаж из мелкого щебня высотой 10 см, на него — песок и второе полотно геотекстиля.
  4. По краям траншеи выкладывают бордюр из целого кирпича, положенного на ребро. Фиксируют его металлическими прутьями, вбитыми в грунт.
  5. Засыпают подготовленное основание сухой цементно-песчаной смесью в соотношении 1:3.
  6. На отсыпанную подушку укладывают битый кирпич. Его поверхность выравнивают, постукивая молотком.
  7. Затем на кирпич насыпают дополнительный слой цементно-песчаной смеси. Отсыпку с поверхности сметают щёткой или веником.
  8. Заключительный этап — увлажнение дорожки из садового шланга или лейки.
  9. Через 3 дня заполнение швов смесью песка и цемента, а также полив водой повторяют.

Садовая дорожка из кирпича, выполненная по всем правилам, прослужит не один год. Использование материала разного цвета позволяет получить не только качественное, но и эстетически привлекательное покрытие.

Как выгодно использовать бой кирпича?

Бой кирпича, часто образующийся при демонтаже старых построек, можно использовать с различными целями. Удобно засыпать им выбоину или благоустроить с его помощью участок. Имеется много способов рационального использования битого кирпича, с помощью которых можно получить выгоду.

Чаще всего, бой кирпича получается после разбора домов.

Как получают битый кирпич?

Аккуратная разборка кирпичной кладки способствует сохранению структуры материала, который можно применять для новых построек. Такой кирпич чаще используется по причине невысокой стоимости, постоянного наличия и больших возможностей его реализации. Ранее использованный кирпич можно смело применять для засыпки дорожек или иных целей. В этом случае его необходимо раздробить специальными механизмами, которые преобразуют обломки кирпича в маленькую крошку или в смесь из разнокалиберных кусочков. В зависимости от размеров получаемых фракций определяется область применения такого сырья.

В строительных целях используется 2 основных вида:

Битый кирпич используют для засыпки ям и котлованов.

  1. Битый кирпич образуется при разборке старых построек методом разбивания гидравлическим молотом стен здания. В этом случае получаются большие фракции, состоящие из нескольких кирпичей, фиксируемые застывшим бетонным раствором. Такой строительный материал стоит недорого, а если его переработать в дробилках, то можно продать дороже.
  2. Кирпичный бой или брак, который получают на заводе, тоже часто используют в строительных целях. Ввиду того что его еще не применяли, стоит он дороже битого материала. Такой брак некоторые строители применяют для кладки подсобных помещений, но нужно предварительно пересмотреть такой кирпич, выбрав из всей массы более подходящий. Приобретать скол желательно без посредников у завода-изготовителя.

Зачастую грань между боем и битым кирпичом стирается, и поставщики называют обе разновидности одинаково. В связи с этим перед покупкой вторичного строительного сырья необходимо уточнять, какой именно вид предложен к продаже и каковы размеры колотого кирпича. Предлагать могут монолитные блоки, состоящие из нескольких кирпичей, или мелкие камни размером до 2 см.

С помощью дробилок можно создать кусочки размером от 1 до 70 мм. Если дробить стены гидромолотом, то можно получить кирпичные фракции от половины до целого куска (40-100 мм). Измельчить бой можно и в домашних условиях с помощью кувалды и молота. Размеры фракций подбирают с учетом дальнейшего использования.

Сфера применения битого кирпича

Достаточно низкая стоимость материала определяет выгодность использования кирпичного боя. Применяют его в разных целях:

Битый кирпич можно использовать для обустройства габионов.

Благоустройство территории с использованием битого кирпича

Использовать скол можно для декорирования участка. Из него можно выложить дорожки, оформить клумбы, засыпать ямы, в которых собирается вода после дождя. Для формирования клумб и дорожек на садовом участке используют чистый отсев (0-10 мм). Тропки лучше делать из силикатного кирпича, который устойчив к воздействию влаги. Применение керамического материала с этой целью предполагает дальнейшую подсыпку через несколько лет.

Небольшим слоем маленьких осколков красного и белого кирпича можно украсить бетонную отмостку возле дома.

Необходимо учитывать и вид исходного материала, чтобы правильно определить сферу применения. Битый силикатный кирпич можно использовать только для засыпки, ведь большую часть своих свойств он потерял в период главного использования. Колотый шамотный материал рекомендуется применять в качестве наполнителя для изготовления огнеупорных смесей.

При покупке битых изделий следует понимать, что продавцы указывают стоимость 1 м³ материала.

Как выложить своими руками садовые дорожки 🚶 из кирпича, в том числе старого и битого, фото

Дорожка в саду и на даче – атрибут тривиальный. Разумеется, мы желаем ступать по удобной и красивой тропинке, которая досталась нам подешевле. Почему бы не выбрать кирпич? Давайте вместе разрешим последние сомнения и разберемся, как правильно сделать своими руками дорожки, в том числе, из старого материала.

Почему мы выбираем дорожки из кирпича

Конечно, садовые дорожки из кирпича привлекают нас долговечностью, доступностью, внешним видом и простотой монтажа. При этом кирпич вступает в прямую конкуренцию с брусчаткой и бетоном.

Лучший выбор – клинкерный или тротуарный кирпич. Такой материал выглядит презентабельно и служит долго. Керамический кладочный кирпич имеет поры и разрушается под воздействием влаги и мороза. Однако и он может прослужить немало при правильной подготовке основания и специальной обработке. Силикатный кирпич следует рассматривать как материал для организации временных покрытий.

Различные варианты укладки

Способ укладки кирпича определяет как дизайн, так и долговечность дорожки. Его надо выбрать до начала работ, в противном случае невозможно посчитать количество и ассортимент материала. Предлагаем для ознакомления несколько фото, позволяющих охватить возможные варианты укладки.

Изгибы и ступени на кирпичных дорожках

Монтаж кирпича с перевязкой (кирпичи уложены со смещением в соседних рядах) можно вести как вдоль, так и поперек дорожки. Интересен рисунок из уложенных попарно кирпичей. Бордюр настила лучше выполнить кирпичом, выставленным на ребро. Ступени на дорожке делают при помощи установки кирпичей на торец.

Варианты узоров покрытия из кирпича

Кирпич можно укладывать плашмя и на бок. В последнем случае работать сложнее, материала потребуется в два раза больше, зато дорожка простоит дольше. Укладка «плетенкой» и «елочкой» может быть исполнена под углом 45 или 90 градусов к бордюру. Все варианты полотна можно украсить с использованием материала разных оттенков.

Разметка и подготовка основания

Начиная мощение садовой дорожки из кирпича, необходимо запастись следующим инструментом: Дополнительно к основному материалу потребуется:

  • песок;
  • щебень или гравий;
  • геоткань;
  • доски шириной 20-25см;
  • деревянные колышки.

Приступая к строительству дорожек во дворе своими руками, следует определиться с их размерами и размещением. Практика показывает, что в саду и на даче достаточна ширина мощения 0,8-1м. Не следует располагать дорожки ближе 1м от деревьев, корневая система которых может нарушить покрытие.

Схема укладки дорожки из кирпича

Контуры дорожки удобно разметить колышками и шнуром, либо отсыпать песком. Канавку роют глубиной 20-25см. Дно траншеи выравнивают, трамбуют и производят подготовку основания в соответствии с приведенной схемой:

  1. Засыпают выравнивающий слой песка толщиной 20мм, который покрывают геотекстилем. Геоткань пропустит воду из верхних слоев и не даст перемешаться щебню с грунтом.
  2. Устанавливают бортик из доски, который крепят гвоздями к забитым в землю колышкам. Верхний торец доски совпадает с уровнем грунта. Расстояние между досками рассчитывается, исходя из планируемого количества элементов по ширине дорожки с учетом бордюров и зазоров 2-3мм. Желательно установить направляющие на разных сторонах дорожки с разницей по высоте 10-15мм, чтобы обеспечить отвод воды с покрытия.
  3. Укладывают, трамбуют и выравнивают слой щебня толщиной около 70мм.
  4. Поверх щебня засыпают песок толщиной 20мм и накрывают его геотканью. Песок выровняет щебень, и геотекстиль не будет рваться.
  5. Засыпают, трамбуют и выравнивают смесь цемента и песка в соотношении 1:5, толщиной порядка 50мм.

Возможно несколько упростить процесс подготовки с некоторым снижением качества основания под дорожку. В этом случае можно исключить оба выравнивающих слоя песка толщиной 20мм и средний лист геотекстиля. Вместо смеси песка и цемента укладывают песок, который увлажняют и трамбуют. Щебень возможно заменить гравием.

Руководство по укладке кирпича

Обыкновенный кирпич полезно защитить от разрушения, погружая его перед мощением дорожки в гидрофобный раствор. В этом случае имеет смысл вновь обрабатывать полотно садовой дорожки гидрофобизатором через каждые 4-6 лет. В результате обработки материал не впитывает влагу и становится морозоустойчивым. Укладку покрытия начинают с установки бордюра. Кирпич ставится на ребро вдоль доски и забивается в песок резиновым молотком до уровня верха направляющей.

Кирпичи последовательно укладываются в соответствии с запланированным рисунком и забиваются в подложку киянкой. Между соседними элементами оставляют зазор 2-4мм. Плоскость укладки контролируют уровнем и правилом. После монтажа покрытия швы между кирпичами заполняют смесью цемента и песка в соотношении 1:5 с помощью щетки или веника. Процедуру повторяют и после начала эксплуатации дорожки с целью полного заполнения всех зазоров. По завершению мощения покрытия вытаскивают доски. Образовавшуюся пустоту заполняют цементным раствором или грунтом, который необходимо уплотнить.

Мощение дорожки из старого и битого кирпича

По большому счету, укладка старого кирпича ничем не отличается от монтажа нового и красивого. Однако соблюдение всего техпроцесса будет излишним для сохранения бросового материала. При этом все равно придется вырыть канавку глубиной 10см и засыпать ее песком на 5см. Это позволит выложить ровное полотно и немного отвести влагу. Выставленная на ребро доска поможет сделать край дорожки ровным.

Оригинальные узоры из негодного кирпича

Заметим, что использование боя может быть аккуратным и оригинальным. Например, бордюр дорожки можно выложить по старинке кирпичом, выставленным на ребро под углом 45 градусов. Еще эффективнее организовать из целого и битого кирпича узор.

Фото примеров для подражания

Начиная любое дело, всегда полезно оценить, как это сделали другие. Из приведенных выше примеров явно следует логичность комбинирования кирпича с камнем. Бордюр несет на себе наибольшую нагрузку и поэтому разумно использовать в этом качестве более прочный природный материал.

Эти кадры подчеркивают потенциал кирпича при мощении больших площадок. В таком случае возможны различные вариации формы и цвета покрытия. Главное, чтобы выбранное решение удачно вписывалось в окружающий ландшафт. В заключение добавим, что независимо от того, с каким материалом Вы работаете, старание и настойчивость принесут требуемый результат.

Пусть у Вас все получится, и мы предлагаем в помощь небольшой видеоролик.

Как из битого кирпича выложить садовую дорожку?

При грамотном использовании материала и соблюдении технологии укладки дорожка из битого кирпича способна послужить не только как функциональный элемент дачного экстерьера. Аккуратно вымощенная тропинка из бросовой продукции позволяет эффектно подчеркнуть стилистику садового комплекса и улучшить визуальное восприятие пространства.

Преимущества и недостатки использования битого кирпича

Ключевыми достоинствами применения бросового стройресурса считают:

  • простоту укладки. Для мощения садовых тротуаров и тропинок из фрагментов кирпича требуются лишь базовые знания по работе с материалом и простой набор инструментов;
  • доступность продукции. Бросовый ресурс позволяет сэкономить немалую сумму на подготовке материалов;
  • возможность утилизации отходов строительства с существенной выгодой для бюджета. То есть здесь нет необходимости вывозить битые остатки изделий, чтобы очистить территорию.

Среди недостатков использования остатков стройматериала отмечают необходимость дополнительной обработки для продления срока службы. Притом это не касается клинкерного кирпича, который отличается высокими эксплуатационными характеристиками.

Кирпичный бой – превосходный материал для обустройства садовых дорожек

Как использовать битый кирпич

Планируя, как использовать битый кирпич на даче, домашние умельцы находят интересные решения, такие как:

  • мощение красивых садовых тротуаров;
  • создание бордюров;
  • оформление клумб и высоких грядок.

Также при решении вопроса, как можно использовать битый кирпич, рекомендуют задействовать вторичный материал при сооружении габионов и обустройстве основ для альпийских горок. Большинство садоводов-огородников увлекается оформлением высоких овощных грядок, конструкция которых предусматривает формирование мощного дренажного слоя, где также можно эффективно использовать разнокалиберные фрагменты боя. При помощи бросовой продукции легко соорудить качественный дренаж при посадке деревьев и кустарников.

Как отмечают опытные плиточники, использование неприглядного материала может дать вполне оригинальные плоды. К примеру, из негодного для строительства продукта можно оформить бордюр дорожки, выставив экземпляры на ребро под углом 45°. Чтобы получить неповторимый шедевр в виде садовой дорожки с оригинальным рисунком кладки, можно организовать композицию из боя и целого кирпича.

Как сделать дорожку из битого кирпича: этапы работ

Чтобы конечный результат радовал достойными декоративными и функциональными характеристиками, следует придерживаться технологии мощения садовых тропинок.

Дорожку размечают при помощи строительного шнура и деревянных колышков

Планирование

При планировании дорожки из кирпича своими руками учитывают следующие моменты:

  • ширина тропинки выбирается так, чтобы два человека могли по ней свободно проходить;
  • расстояние между оформляемым объектом и деревьями составляет не менее 2 метров, иначе растущие корни насаждений со временем могут привести к разрушению основания конструкции.

Если планируется тротуар с поворотами, рекомендуется сделать их плавными для удобства эксплуатации.

По линии разметки снимают верхний слой грунта

Инструменты и материалы

При строительстве садовой дорожки понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

  • рулетка, колышки и шнур для разметки;
  • лопата – штыковая и совковая;
  • инструмент для трамбовки;
  • молоток – резиновый и обычный;
  • правило, мастерок, щетка;
  • емкость для приготовления раствора.

Для обработки неровных краев битой продукции понадобится болгарка с алмазным диском.

Всю поверхность траншеи выстилают геотекстилем

Помимо основного стройматериала следует позаботиться о наличии:

  • песка и щебня средней фракции;
  • портландцемента марки 400;
  • геотекстиля.

Также стоит иметь под рукой садовую тачку для перемещения материалов, шланг для финальной обработки поверхности водой.

Песок тщательно утрамбовывают

Подготовка основания

Решая, как сделать дорогу из битого кирпича при организации дачного ландшафта, выполняют следующий алгоритм работ по подготовке основания:

  • по линии разметки необходимо снять верхний грунт глубиной 20-25 см;
  • траншею присыпают выравнивающим слоем песка толщиной 2-3 см и утрамбовывают;
  • всю поверхность траншеи оформляют геотекстилем;
  • нетканое полотно засыпают слоем песка толщиной 2-3 см;
  • следующим идет дренажный слой из щебня толщиной в 10 см;
  • далее дренаж засыпают песком и укладывают второй слой геотекстиля.

Формирование бордюра

Периметр траншеи оформляется бордюром. Здесь можно использовать бетонное решение или продукцию из пластика. Также актуально применить кирпичный бордюр, уложив его на ребро. Крепления бордюрной конструкции выполняется разными способами: при помощи цементного раствора, стальных арматурных элементов или других удобных средств. После формирования бордюра на геотекстиль засыпают сухую цементно-песчаную смесь и выравнивают состав, используя правило, с учетом стока воды с поверхности.

Края дорожки оформляют бордюром из цельного кирпича

Укладка кирпича

При мощении садовой дорожки применяют один из несложных вариантов кладки, среди которых:

  • классическая ложковая перевязка в виде продольного рисунка;
  • узор «елочка» под разным углом;
  • «плетенка» одинарная или парная;
  • чередование горизонтальных линий с вертикальными.

Битый кирпич по выбранному рисунку укладывают на подготовленную цементно-песчаную поверхность:

  • при кладке камни пристукивают резиновым молотком для лучшей посадки;
  • просевшие экземпляры требуется приподнять, подсыпав под них песка;
  • после укладки материала на поверхность насыпают немного цементно-песчаной смеси;
  • далее при помощи щетки прометают состав для заполнения швов.

В конце монтажных работ поверхность проливают водой для уплотнения и схватывания швов.

Заключительная обработка

Последние пункты монтажа, включая заполнение швов цементно-песчаным составом и водные процедуры, необходимо повторить через 2-3 дня, когда цемент хорошо схватится.

Практические советы для долгосрочного использования садовой дорожки из битого кирпича:

  • чтобы поверхность тротуара не деформировалась под воздействием влаги и перепадов температур, камни обрабатывают гидрофобизатором или влагонепроницаемым лаком;
  • если применяется глиняный кирпич, перед монтажом материал 2 раза обрабатывается гидрофобным составом способом полного погружения изделия в жидкость и высушивания;
  • срок действия гидрофобных средств составляет 5 лет, по истечении этого промежутка времени необходима повторная обработка поверхности тротуара. На срок службы объекта также влияет уровень интенсивности эксплуатации.

Потенциал битого кирпича, особенно, если применяется материал в разных цветовых решениях, позволяет создать интересные композиции, что подтверждается в работах мастеров.

Дорога из битого кирпича

В подмосковном городе Истра и Истринском районе сложилась благоприятная экологическая среда, что автоматически стало привлекательным для загородной жизни. На территории Истринского района расположено большое количество дачных кооперативов, деревень, элитных поселков и частных секторов. В Истре и Истринском районе находится большое количество лесных массивов, полей и рек, также на территории района имеется известное Истринское водохранилище, что стало излюбленным местом для постройки загородного дома. Часто бывает, что пока ведется строительство дач, дороги, ведущие к домам, никто не прокладывает, объясняя это тем, что тяжелая техника все равно испортит новую дорогу. Многие дачники, для прокладки дачной дороги используют щебень, как временное дорожное покрытие, обычно на это не уходит много времени и на какое-то время позволяет легковым автомобилям передвигаться. Мало кто задумывается о том, что временную дорогу гораздо дешевле сделать из битого кирпича. Такое покрытие грунтовой дороги на дачных массивах позволит проложить основание под асфальт, вы от этого только выиграете и в цене и качестве. Дорога, проложенная на бездорожье, из битого кирпича, прекрасно сглаживает все неровности грунта, создавая прочное, сцепленное между собой покрытие. Достигается такой эффект из-за разности фракции битого кирпича, а также прекрасными адсорбирующими качествами этого вторсырья.

Почему на бездорожье лучше проложить битый кирпич, нежели щебень?

Ответ прост, грунтовая дорога, а соответственно и грунт на ней, имеет примеси глины, а она обладает скользящим эффектом, как известно. Щебень, если это не гранитный, не имеет сильной шероховатости и просто скользит и вязнет в жиже грунта! Чего не скажешь о битом кирпиче, он имеет пористую, шероховатую поверхность, что позволяет ему не скользить, а наоборот сопротивляться скольжению. Поэтому на дороге из битого кирпича меньше вероятность пробуксовки колес, если конечно проложен достаточный слой из битого кирпича.

Какую толщину слоя необходимо проложить на грунтовой дороге?

Здесь необходимо предусмотреть вес транспорта в тоннах, который предположительно будет передвигаться по дачной дороге. Чем толще слой боя кирпича, тем тяжелее транспорт она может выдержать. Грузовая техника, двигаясь в груженом состоянии способна продавить грунтовую дорогу на некоторую глубину, что в последующем приводит к образованию выбоин и канав от колес, также колеи. После такого нажима грузового транспорта на грунтовую дорогу, легковой автомобиль не в состоянии передвигаться без проблем из-за низкого клиренса. Многие дачники отказывают себе в удовольствии приезжать на дачу, после дождя, именно по этой причине. Но есть и другие случаи, когда заядлые дачники покупают себе второй автомобиль внедорожник, чтобы легче было ездить на дачу в любые погодные условия. Такой подход не совсем рационален, приходиться платить большие налоги, страховки, повышается расход бензина, а также необходимо дополнительное парковочное место в Москве, которое сейчас доступно не каждому! Дешевле проложить дорогу из битого кирпича, нежели нести такие затраты!

Как проложить дорогу из битого кирпича?

Технология вроде проста на первый взгляд, но лучше все же довериться профессионалам!

У строительной организации есть преимущества:

  1. Есть гарантии на работы;
  2. Имеется спецтехника;
  3. Покупая битый кирпич оптом, строительная организация имеет скидки;
  4. Опыт в прокладке и устройстве дорог из боя кирпича.

Если вы все же решитесь прокладывать дорогу из битого кирпича в Истре и Истринском районе самостоятельно, то велика вероятность ошибок и порча прекрасного строительного материала для устройства временных дорог. Строительная организация в состоянии оценить ситуацию именного вашей дороги и возможно укладка битого кирпича на вашем дачном поселке не самое правильное решение. Хоть бой кирпича и универсальный строительный материал, но бывают случаи, когда это просто перевод материала. Профессионал в рабочем режиме может оценить толщину слоя она может варьироваться и в большую и в меньшую степень, все зависит от места расположения дороги. Бывает, что дорога находиться в низине или имеет не тот уклон, чтобы вообще делать насыпь битого кирпича без предварительной подготовки основания дорожного полотна.

Может быть, битый кирпич и подходит для прокладки временной дороги, но только с условием тщательной утрамбовки. Бывает и так, что жители дачных поселков самостоятельно заказывают привоз битого кирпича большими МАЗами, доставка осуществляется в срок, но техника не может выгрузить битый кирпич. Вам придется оплачивать либо простой, либо терпеть неудобства при складировании привезенного строительного материала, в то время как строительная организация может предусмотреть все эти моменты на этапе переговоров.

Бюджетный вариант строительства дороги из битого кирпичам2, руб
планировка основания временной дороги250
битый кирпич 15-20 см.
утрамбовка катком

Вывод:

Дорогу можно проложить в условиях сжатого бюджета, недорогая и качественная дорога получится из боя кирпича, при условии правильной подготовки основания и последующей утрамбовки катком. Куда проще заказать строительство дачной дороги сейчас, у нас, нежели мучиться от неудобства бездорожья.

Источники:
http://stroikadialog.ru/articles/sad/boi-kirpicha-primenenie
http://stroy-banya.com/karkas/doroga-iz-bitogo-kirpicha-svoimi-rukami.html
http://kubkirpich.ru/zabor/boj-kirpicha.html
http://samodelino.ru/dorozhki-vo-dvore/dorozhka-iz-kirpicha-svoimi-rukami.html
http://prostroymaterialy.com/dorozhki-iz-bitogo-kirpicha-01/
http://specztexnika-istra.ru/doroga-iz-bitogo-kirpicha
http://zarmon.net/otdih-v-banye/egipetskaya-banya.html

Ссылка на основную публикацию